Задержка речевого развития представляет собой более позднее овладение речью в своей возрастной категории. У ребенка с патологией меньший запас слов, чем у остальных трехлетних детей, его речь не является связной. Такому малышу нужна помощь психологов, логопедов, неврологов, ЛОР-врачей и полное медицинское обследование.
Нормы развития речи в три года
Дети развиваются индивидуально, но в три года их речь должна быть внятной и связной. Если отставание небольшое (на несколько месяцев), волноваться не стоит. По установленным нормам развития трехлетний малыш должен уметь составить маленькое повествование из нескольких предложений с верно употребленными частями речи. Его слова должны быть ясны для остальных людей и не требовать уточнений. Малыш должен знать тысячу слов.
К специалисту с трехлетним ребенком обращаются в следующих случаях:
- Родители не разбирают речь малыша
- Ребенок не понимает, что говорят ему взрослые
- Скорость речи слишком высокая или слишком низкая
- Малыш слишком часто и не к месту повторяет фразы персонажей мультфильмов
- Ребенок не может самостоятельно составить короткое предложение из трех слов
О задержке речевого развития в возрасте 3 года также свидетельствуют следующие симптомы:
- Чрезмерное слюноотделение
- Сложности с глотанием и пережевыванием
В этих случаях следует незамедлительно посетить врача. Если терапию начать вовремя, малыш к первому классу не будет отличаться от своих одноклассников.
Причины ЗРР в три года
Причины ЗРР в 3 года бывают физиологическими и социальными. Первые зависят от наличия проблем со здоровьем у ребенка. Терапия в этом случае усложняется, необходимо вмешательство многих врачей. Социальные причины зависят от тех, кто окружает малыша и воспитания в целом. Физиологические причины:
- Патологии слуха
- Зрительные проблемы
- Недоразвитые органы артикуляции
- Патологии головного мозга
- Получение травм или болезни в младенческом возрасте
- Внутриутробные травмы
- Болезни женщины при беременности, злоупотребление алкоголем
- Сложные или ранние роды
- Врожденные болезни. Например, аутизм
- Генетическая предрасположенность
Социальные причины:
- Ребенку уделяли мало внимания, не говорили с ним
- Речь людей, которые его окружали, была нечеткой
- Гиперопека родителей, из-за которой ребенок не видит причин говорить
- Частые стрессовые состояния
- Телевизор всегда находился во включенном состоянии, вокруг малыша было много посторонних, громких звуков
- Многоязыковая семья
Ребенка нужно начинать лечить как можно раньше, обязательно до семилетнего возраста. Если этого не делать, малышу придется посещать особую школу. Состояние ребенка всегда будет требовать особого внимания. Даже небольшое увеличение умственной и физической нагрузки будет приводить к следующим состояниям:
- Общее ухудшение самочувствия
- Проблемы со сном
- Головные боли
- Кровь из носа
- Истеричные состояния
- Патологии памяти
- Агрессивное поведение
Комплексный подход в лечении
Специалисты считают, что терапию нужно начинать при первых симптомах и подозрениях на ЗРР. С трехлетнего возраста малыша начинают лечить все врачи, которые занимаются с проблемами речи.
Детский невролог прописывает медикаменты после тщательного изучения заболевания. Выписывают следующие лекарственные средства при задержке в речевом развитии у маленьких детей возраста 3 лет:
- Ноотропные препараты. Они необходимы для головного мозга
- Лекарства, которые стимулируют работу речевых зон
Физиотерапия помогает восстановить работу разных центров мозга, которые отвечают за словарный запас, произношение, умственные способности и активность речи. Эффективны следующие методы при задержке в речевом развитии у маленького ребенка возраста 3 лет:
- Магнитотерапия
- Электрорефлексотерапия
Последний способ эффективен, но его нельзя применять при эпилепсии, проблемах с психикой и судорогах.
Коррекционная педагогическая работа
Лечением только с помощью медикаментов обходиться нельзя. Стоит обратиться в медицинские центры, которые занимаются детьми с ЗРР. Они создают эффективные программы , направленные на исправление отрицательных факторов развития, предупреждение последствий задержки речи и преодоление сложностей в процессе обучения. Каждому ребенку составляется план, основываясь на его индивидуальных показателях. Уроки проходят преимущественно в игровой форме.
Домашняя терапия
Родные должны принимать активное участие в лечении малыша. Основные способы домашнего лечения:
- Развитие моторики рук. С помощью развития этого центра можно избавиться от проблем с речью малыша. С ребенком можно собирать конструкторы, пирамиды, мозаики. Также ему полезно заниматься художественной деятельностью, лепкой;
- Лечение музыкой. Можно угадывать, какой звук издает животное или чей голос звучал – мамы или бабушки, папы или дедушки. Малыш может начать угадывать инструменты – гитара или пианино. Это поможет ему сосредоточить внимание, уловить разницу голосов, ритм;
- Зрительное внимание. Его можно добиться с помощью палочек разных цветов, кубиков, фигур, полосок, карточек;
- Логоритмика. Важно выбирать упражнения, с помощью которых малыш сможет выполнять ритмичные движения, проявлять ловкость. Необходимо чтобы темп постоянно менялся. Упражнения важно сопровождать словесными вставками;
- Массаж – древнейший способ лечения многих болезней. Массировать нужно пальцы, начиная с мизинца, после переходить к ладоням. Массаж делают опытные специалисты, но при желании члены семьи могут освоить его. Также можно массировать губы и язык малыша с помощью особых техник.
Не надо впадать в отчаяние, если вы обнаружили задержку речевого развития у своего ребенка. Самое главное – действовать быстро и не откладывать поход к специалисту. Если начать работать с речью малыша с раннего возраста, то в школу он уже пойдет ничем не отличающийся от остальных ребят.