В начале было слово

Возраст от двух до пяти лет у детей считается самым интересным в плане формирования речевых навыков. Именно сейчас родителям нужно быть особенно внимательными к тому, как и что говорит малыш.

Он уже не просто повторяет все, что слышит, но и начинает формировать собственные предложения. Вы услышите немало вопросов, почти взрослых высказываний и суждений, удивительных выводов обо всем, что происходит вокруг. Но самое интересное – это словесное творчество маленьких детей, неологизмы, которыми ваш юный лингвист так и сыплет. Малыши изобретают новые слова в огромном количестве. Интересно, что при всей своей нелепости эти выражения точно отражают суть явлений и при этом верны с точки зрения логики и грамматики.

Взрослые не устают радоваться, записывать подобные выражения, делиться ими с друзьями и близкими. Еще долгие годы мы вспоминаем об этом с уже подросшим ребенком, при этом заново удивляясь и радуясь. Что же это такое – детское словотворчество? Откуда оно происходит и почему исчезает, когда малыш становится школьником?

Кроха осваивает речь посредством общения с другими людьми. От близких людей малыш легко перенимает не только слова и выражения, но даже интонацию, жесты и мимику. Нам кажется, что это очень просто. А представьте, что вас вдруг поместили в незнакомую языковую среду, в которой никто не говорит по-русски. Для того чтобы общаться, вам все равно придется выучить язык, хотите вы этого или нет. Вы будете действовать как будто на ощупь, медленно, постепенно, но, в конце концов, все равно освоите чужой язык. Точно так же поступают и дети. В общении с родителями малыш проходит путь от плача, улыбок, подергиваний ручками и ножками до построения полноценных фраз.

В самом начале ребенок говорит звукоподражаниями, повторяя то, что ему больше нравится. Это может быть мяуканье кошки или лай собаки. Точно так же когда-то развивалась речь наших далеких предков. Постепенно кроха пробует отрывать от услышанных слов отдельные слоги, при этом обычно выбирая наиболее звучный, а не обязательно первый. Скажем, произнося «фо» он имеет в виду не форточку или фонарик, а папин мобильный телефон. Впрочем, родители довольно быстро научаются понимать свое чадо.

Ближе к трем годам у детей возникает отчетливое желание общаться. Однако грамматика и словарный запас пока оставляют желать лучшего. И тогда-то и наступает время словотворчества. Придумывая новые слова и выражения, малыш обязательно опирается на уже известные ему образцы и шаблоны.

Иногда такое творчество может принимать довольно неожиданные формы. Интересно, что мало какому ребенку удавалось придумать что-то совсем новое, чего до этого не существовало. В основном все дети проходят одни и те же этапы словотворчества. Об этом очень хорошо рассказано в книге Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти». В ней не только собраны наиболее яркие примеры такого рода высказываний, но и дается подробный анализ, почему так происходит. Думается, современные родители тоже найдут в ней немало интересного. В частности, можно только удивляться тому, что за прошедшие с момента написания книги десятилетия мало что изменилось.

Когда ребенок подрастет и научится говорить правильно, проиграйте с ним эту ситуацию. Представьте, что вы иностранец и не знаете, как называется, скажем, лопата. Но при этом вы понимаете, что этим предметом копают. Вполне логично назвать лопату «копатой». Собственно, это и есть один из популярных детских неологизмов. Подобная игра развивает чувство юмора, фантазию и воображение, помогает освоить родной язык, лучше понять правила грамматики.

К сожалению, не все родители относятся к детскому словотворчеству с юмором. Беспокоясь о том, чтобы малыш научился говорить правильно, они бесконечно его одергивают и поправляют. Но ведь это совершенно нормальное явление, характерное для всех здоровых детей в этом возрасте. Нужно поощрять стремление ребенка к творчеству, поскольку это очень полезно для его развития. А если у малыша нет такой тяги, это очень плохо. В тяжелых случаях речь идет об отставании в развитии, происходящем оттого, что крохе не уделяют должного внимания. Но чаще взрослые просто не замечают попыток придумать что-то новое. Будьте внимательнее,  сыночки или дочки наверняка порадуют вас новыми словечками!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *