Родителей, воспринимающих ЗРР у детей можно разделить на две группы. Принадлежащие к первой группе начинают паниковать, если ребенок 2 лет не говорит развернутые фразы. Ко второй – слишком беспечны, они не замечают конкретных проблем речи у своих детей. Не стоит проявлять подобную невнимательность, так как ребенок вряд ли может долго не говорить, а в четырехлетнем возрасте сразу начать использовать в речи фразы и предложения. Что такое ЗРР, как определить отклонения и исправить их?
Задержка речевого развития – это значительное отставание от речевой нормы, характерной для определенного возраста. ЗЗР — сложная болезнь, причины которой не всегда можно выяснить. Обычно диагноз ставится до достижения четырехлетнего возраста.
Причины ЗРР
Болезнь не может возникнуть без причин. Ими могут быть:
- Травмы, полученные при родах
- Патологии мозга
- Недоразвитые лицевые мышцы и мышцы рта
- Увеличение внутричерепного давления
- Расстройства психики
- Травмы
- Отклонения во внутриутробном развитии
- Проблемы со слухом
Если точные причины не устанавливаются – процесс лечения значительно усложняется. Поэтому ребенку нужно обследоваться комплексно. Только в этом случае специалист может диагностировать патологию точно. Как вовремя обнаружить ЗРР?
Симптомы заболевания
Нормы речевого развития в зависимости от возрастной категории:
- В четыре месяца малыш уже должен реагировать на речь родителей – улыбаться, плакать, произносить «агу»
- В период от 9 месяцев до года ребенок проговаривает несложные сочетания букв (ла-ла, па-па, ба-ба)
- 1-1,5 года – малыш реагирует на имена родителей и на названия предметов
- 1,5 – 2 года. Понимание значения несложных просьб («принеси игрушку», «дай машинку») и составление легких предложений (существительное + глагол)
- Период 3- 4 года характеризуется самостоятельным четким с отсутствием дефектов построением маленьких предложений
Если по достижению возраста шести лет малыш так и не заговорил, не пытается подражать звукам животных и голосам людей – вероятность нормального речевого развития очень мала и составляет всего 0,2 процента. После достижения восьмилетнего возраста малышу и его родителям нужно будет изучать письменную, жестовую и карточную речь.
При обнаружении отклонений от перечисленных норм, это может быть тревожным сигналом, характеризующим задержку речевого развития у ребенка. Есть смысл посетить логопеда, психолога и невролога. Только с их помощью вы поймете, действительно ли можно считать, что у малыша задержка речевого развития. Также они посоветуют лечение и профилактические меры по предотвращению болезни.
Если в вашей семье есть или была задержка речевого развития у детей нужно проявлять особую внимательность. При генетической предрасположенности болезнь с каждым разом проходит тяжелей.
Отклонения два или три месяца возможны и не означают задержку речевого развития. Известный факт, что дети мужского пола немного отстают в развитии от детей женского пола (на четыре-пять месяцев) тоже может влиять на общую диагностику.
Лечение заболевания
Чтобы лечение прошло с минимальными затруднениями, нужно правильно и вовремя его начать. Основные рекомендации детальной оценки состояния:
- Проверьте слух ребенка, посетив кабинет сурдолога
- Пройдите тестирование с малышом. Для оценки развития грудничков – шкала Бейли, в раннем возрасте – шкала речевого развития, для оценки психимоторного развития – денверское тестирование
- Специалист выясняет, как малыш рассказывает родителям о потребностях. Например, если нарушен слух, ребенок показывает, что он хочет. При аутизме и общей задержке развития ребенок не пытается выражать свои потребности альтернативными методами
- Если затруднений при потреблении пищи у ребенка нет, исключается моторная апраксия лицевых мышц
- Оценка домашнего окружения и возможности общаться для ребенка исключает или подтверждает недостаточность стимуляции развития речи
Диагностировать причины нужно при помощи логопеда и врача-невропатолога. Иногда требуется посещение психиатра или психолога.
Оценить работу мозга помогают ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ. Практически всегда требуется употребление медикаментов.
Медикаменты назначаются только специалистами, без их согласия употреблять препараты нельзя. Обычно назначают лекарства для нейронов мозга – Актовегин, Лецитин, Кортексин. Когитум выписывают для стимулирования речевых зон.
С помощью электрорефлексотерапии и магнитотерапии восстанавливается работа центров мозга, отвечающих за активность речи, запас слов, интеллект и дикцию. При электрорефлексотерапии обычно употребляют вспомогательные лекарства. Противопоказания – эпилепсия, расстройства психики, судороги. Магнитотерапию можно применять в любом случае.
Альтернативные нетрадиционные методы хорошо помогают малышам – иппотерапия (лечение с помощью лошадей), дельфинотерапия. Техники массажа также помогают правильно развиваться.
Малышам с ЗРР рекомендуется использовать методы подвижных игр, особенно если они сопровождаются речью. Например, предлагать узнать человека по голосу, понять, какой музыкальный инструмент играет. Игры для развития зрительного внимания – выложить кубиками радугу, повторить их очередность по цветовой характеристике.
Детям с задержками речевого развития требуется повышенное внимание, активные занятия и игры. Если у малыша значительное отставание, рекомендуется посещать специализированное дошкольное образование. В случае, когда до семилетнего возраста ЗРР остаются, не стоит обучать ребенка в общеобразовательном учебном заведении. В коррекционной школе малыша достойно обучат по специальной школьной программе.
Главное – не откладывать обращение к врачу, проявлять наблюдательность и выявлять симптомы своевременно. Раннее лечение поможет преодолеть проблему к шести годам. В этом случае у ребенка есть все шансы обогнать в развитии сверстников.