Задержка речевого развития у детей

Родителей, воспринимающих ЗРР у детей можно разделить на две группы. Принадлежащие к первой группе начинают паниковать, если ребенок 2 лет не говорит развернутые фразы. Ко второй – слишком беспечны, они не замечают конкретных проблем речи у своих детей. Не стоит проявлять подобную невнимательность, так как ребенок вряд ли может долго не говорить, а в четырехлетнем возрасте сразу начать использовать в речи фразы и предложения. Что такое ЗРР, как определить отклонения и исправить их?

Задержка речевого развития – это значительное отставание от речевой нормы, характерной для определенного возраста. ЗЗР — сложная болезнь, причины которой не всегда можно выяснить. Обычно диагноз ставится до достижения четырехлетнего возраста.

Причины ЗРР

Болезнь не может возникнуть без причин. Ими могут быть:

  • Травмы, полученные при родах
  • Патологии мозга
  • Недоразвитые лицевые мышцы и мышцы рта
  • Увеличение внутричерепного давления
  • Расстройства психики
  • Травмы
  • Отклонения во внутриутробном развитии
  • Проблемы со слухом

Если точные причины не устанавливаются – процесс лечения значительно усложняется. Поэтому ребенку нужно обследоваться комплексно. Только в этом случае специалист может диагностировать патологию точно. Как вовремя обнаружить ЗРР?

Симптомы заболевания

Нормы речевого развития в зависимости от возрастной категории:
  • В четыре месяца малыш уже должен реагировать на речь родителей – улыбаться, плакать, произносить «агу»
  • В период от 9 месяцев до года ребенок проговаривает несложные сочетания букв (ла-ла, па-па, ба-ба)
  • 1-1,5 года – малыш реагирует на имена родителей и на названия предметов
  • 1,5 – 2 года. Понимание значения несложных просьб («принеси игрушку», «дай машинку») и составление легких предложений (существительное + глагол)
  • Период 3- 4 года характеризуется самостоятельным четким с отсутствием дефектов построением маленьких предложений

Если по достижению возраста шести лет малыш так и не заговорил, не пытается подражать звукам животных и голосам людей – вероятность нормального речевого развития очень мала и составляет всего 0,2 процента. После достижения восьмилетнего возраста малышу и его родителям нужно будет изучать письменную, жестовую и карточную речь.

При обнаружении отклонений от перечисленных норм, это может быть тревожным сигналом, характеризующим задержку речевого развития у ребенка. Есть смысл посетить логопеда, психолога и невролога. Только с их помощью вы поймете, действительно ли можно считать, что у малыша задержка речевого развития. Также они посоветуют лечение и профилактические меры по предотвращению болезни.

Если в вашей семье есть или была задержка речевого развития у детей нужно проявлять особую внимательность. При генетической предрасположенности болезнь с каждым разом проходит тяжелей.

Отклонения два или три месяца возможны и не означают задержку речевого развития. Известный факт, что дети мужского пола немного отстают в развитии от детей женского пола (на четыре-пять месяцев) тоже может влиять на общую диагностику.

baby-boy-hat

Лечение заболевания

Чтобы лечение прошло с минимальными затруднениями, нужно правильно и вовремя его начать. Основные рекомендации детальной оценки состояния:

  1. Проверьте слух ребенка, посетив кабинет сурдолога
  2. Пройдите тестирование с малышом. Для оценки развития грудничков – шкала Бейли, в раннем возрасте – шкала речевого развития, для оценки психимоторного развития – денверское тестирование
  3. Специалист выясняет, как малыш рассказывает родителям о потребностях. Например, если нарушен слух, ребенок показывает, что он хочет. При аутизме и общей задержке развития ребенок не пытается выражать свои потребности альтернативными методами
  4. Если затруднений при потреблении пищи у ребенка нет, исключается моторная апраксия лицевых мышц
  5. Оценка домашнего окружения и возможности общаться для ребенка исключает или подтверждает недостаточность стимуляции развития речи

Диагностировать причины нужно при помощи логопеда и врача-невропатолога. Иногда требуется посещение психиатра или психолога.

Оценить работу мозга помогают ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ. Практически всегда требуется употребление медикаментов.

Медикаменты назначаются только специалистами, без их согласия употреблять препараты нельзя. Обычно назначают лекарства для нейронов мозга – Актовегин, Лецитин, Кортексин. Когитум выписывают для стимулирования речевых зон.

С помощью электрорефлексотерапии и магнитотерапии восстанавливается работа центров мозга, отвечающих за активность речи, запас слов, интеллект и дикцию. При электрорефлексотерапии обычно употребляют вспомогательные лекарства. Противопоказания – эпилепсия, расстройства психики, судороги. Магнитотерапию можно применять в любом случае.

Альтернативные нетрадиционные методы хорошо помогают малышам – иппотерапия (лечение с помощью лошадей), дельфинотерапия. Техники массажа также помогают правильно развиваться.

Малышам с ЗРР рекомендуется использовать методы подвижных игр, особенно если они сопровождаются речью. Например, предлагать узнать человека по голосу, понять, какой музыкальный инструмент играет. Игры для развития зрительного внимания – выложить кубиками радугу, повторить их очередность по цветовой характеристике.

Детям с задержками речевого развития требуется повышенное внимание, активные занятия и игры. Если у малыша значительное отставание, рекомендуется посещать специализированное дошкольное образование. В случае, когда до семилетнего возраста ЗРР остаются, не стоит обучать ребенка в общеобразовательном учебном заведении. В коррекционной школе малыша достойно обучат по специальной школьной программе.

Главное – не откладывать обращение к врачу, проявлять наблюдательность и выявлять симптомы своевременно. Раннее лечение поможет преодолеть проблему к шести годам. В этом случае у ребенка есть все шансы обогнать в развитии сверстников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *