Тахилалия — движение на высоких скоростях

Тахилалия (тахифразия) – это изменение темпа устной речи, которое представляет собой патологическое ускорение произношения слов. При этом скорость произношения составляет 25-30 звуков в секунду, это в 2 раза выше нормальной скорости. При тахилалии в классическом варианте нет дефектов в грамматическом, лексическом и фонетическом аспектах.

Для этой патологии также характерно ускорение темпа общей моторики. Могут появляться пропуск, повторение, искажение слогов. Чаще всего ребёнок, страдающий тахилалией, сам не замечает искажения слов. Речь в таком случае звучит неритмично и неряшливо, тяжело воспринимается окружающими.

Классификация

Тахилалия, в случае, если нет грамматических, лексических и фонетических ошибок, принимает простую форму. Существуют и комбинированные формы. К ним относятся баттаризм и полтерн.

Баттаризм (парафразия). Кроме изменения темпа речи присутствуют аграмматизмы (изменение восприятия и порождения предложений) и неправильное составление слов в фразы.

Полтерн – чересчур быстрое и прерывистое речеобразование, содержащее паузы и несудорожные запинки. Полтерн имеет следующие формы:

  1. С моторными поражениями. Эта форма включает нарушение артикулирования звуков.
  2. С сенсорными поражениями. А именно изменение слухового внимания.
  3. С трудностями в подборе слов.
  4. Нарушение способности правильного формулирования речи.

tahilaliya 1

Причины

Дети с тахилалией должны обследоваться и наблюдаться у логопеда, психолога, психиатра, невролога. Этим объясняется многосторонность подходов к объяснению причин патологии.

  • наследственный фактор;
  • неправильное речевое воспитание, подражание ускоренной речи людей из близкого окружения ребёнка;
  • опухоли головного мозга;
  • последствие черепно-мозговой травмы;
  • инфекции нервной системы.
  • последствия нейрохирургических операций;
  • может иметь место у людей с эпилепсией, хореей и другими неврологическими заболеваниями;
  • так могут проявляться заболевания психики (болезни шизофренического спектра, органическом психозе).

Тахилалия свойственна беспокойным, гипервозбудимым, неуравновешенным детям. В подростковом возрасте симптоматика усиливается и без коррекции остаётся на всю жизнь.

Механизм развития и симптомы

В головном мозге есть подкорковое ядро, усиление функции которого приводит к активизации и преобладанию процессов возбуждения над тормозными импульсами. Это ведёт к ускорению речевой и моторной активности. Нарушается речевая ритмичность и плавность.

Главной характеристикой этой патологии является нарушение разговорной, внутренней, письменной речи и неречевая симптоматика.

Речевая симптоматика – стремительный разговорный темп. Речь невнятная, угловатая, смазанная с перестановками, пропусками слогов. Предложения чаще короткие, не всегда правильно связаны между собой и имеют мало уточняющих деталей. Если человек концентрирует внимание на своей речи, скорость речи остаётся высокой, но её качество повышается. Возникает это улучшение лишь на непродолжительное время.

Соответственно нарушается внутренняя речь. Человек не успевает произнести вслух быстро сменяющиеся в сознании слова.

В письменной речи и чтении имеют место те же нарушения словообразования в виде перестановки, пропуска слогов.

К неречевой симптоматике относятся нарушения моторной активности, эмоционально-волевая патология, дискоординация вегетативной нервной системы. Движения человека страдающего тахилалией быстры и беспорядочны. Ребёнок неуклюж, роняет предметы, задевает окружающих людей. Проявления этого заметны и во время сна – ребёнок беспокоен в постели. Страдает внимание и концентрация. Память не устойчива, снижен её объём. Нарушения вегетативной нервной системы проявляются при нервном напряжении в виде повышенного потоотделения, покраснения кожи, учащения сердцебиения.

Диагностика

Диагностику нарушения речи проводит логопед. Анализируются трудности экспрессивной речи (грамматика, лексика, произношение звуков и связанная речь), изучается речевая моторика ребёнка, шёпотная, отражённая ритмическая и сопряжённая речь. Тщательно исследуют ритмичность речи — нарушение расстановки пауз и ударений. Письменная речь исследуется путём выполнения заданий на чтение фраз и текстов. Также ребёнок пишет самостоятельно либо списывает готовый текст.

Обязательно обследование ребёнка психологом. Он диагностирует эмоционально-волевые изменения и нарушение в познавательных процессах.

Психиатр и невролог также должны тщательно обследовать ребёнка. Устанавливается, есть ли неврологические нарушения, отклонения в психике и интеллекте. Проводятся инструментальные обследования, такие как электроэнцефалография, КТ головного мозга.

Коррекция

Тахилалия корректируется. У детей этот процесс занимает 6-12 месяцев. Большую роль играют занятия с логопедом. Целью логопедической коррекции является постановка более медленной, плавной, выразительной и качественно правильной речи. Работа проводится как в индивидуальном, так и в групповом режиме. Первоначально используется режим максимального речевого ограничения или «режим молчания». Оптимально он длится 10-14 дней. В этом режиме ограничивается речевая активность (только самые необходимые фразы) и максимально используется невербальное общение. Далее следует щадящий речевой режим, во время которого разговорная активность повышается. Ребёнок, не привыкший к медленному темпу речи, может сорваться и вернуться к патологически быстрому разговору. Для того чтобы предотвратить такие неудачи, можно первое время при разговоре помогать себе сигналами, соответствующими нормальной скорости речи. Это можно сделать с помощью ударов мяча, прыжков или метронома.

tahilaliya

На занятиях широко практикуется речевая зарядка. На логопедических занятиях дети слушают образцы правильной речи и сами громко читают, учатся вступать в разговор по сигналу логопеда.
Разрабатывается сопряжённая речь – одновременное произношение слов несколькими людьми. Отражённая речь – повторение за логопедом слов и фраз. Широко применяется логопедическая ритмика. Это сочетание ритмичных движений и разговора. Логоритмика совершенствует речевое дыхание, формирует ощущение правильного темпа и плавности речи.
В конце практикуются индивидуальные и коллективные публичные выступления, пересказы и групповые рассказы. В них важно чёткое следование плану, так как у детей с тахилалией нарушена последовательность и логичность мышления.

Также при тахилалии широко используется бальнеолечение, лечебная физкультура, физиопроцедуры, бассейн, нейроседативный массаж, лекарственные средства. Препараты используются с седативной целью, подавляют повышенную возбудимость.
Необходима работа с психологом, что важно для лучшего понимания ребёнком себя и своих чувств. Ребёнок становится более спокойным, уравновешенным, устраняются тревога и страхи. Из-за того, что понимание окружающими тахилаличной речи затруднено, нарушается общение ребёнка со сверстниками. Кроме того, ребёнок более старшего возраста осознаёт свою проблему с речью, что может привести к ещё большему переживанию и усилению симптоматики тахилалии.

После этапа речевого ограничения необходимо дома выполнять домашнее задание. Оно представляет собой тренировку медленной речи 15-30 минут утром и вечером.

Заключение

К сожалению тахилалия имеет свойство возвращаться. После окончания курса лечения нужно контролировать разговор ребёнка. Внимательно следить за постановкой речи, не позволять ускорять её темп.

Прогноз зависит от того, насколько заинтересован и вовлечён ребёнок в лечение. Коррекционная работа должна проводиться интенсивно и систематически. Также прогноз зависит от наличий психоневрологических расстройств. Особое внимание на речь следует уделить детям с повышенной нервной возбудимостью и гиперактивностью. Речь окружающих должна быть чёткой, плавной и грамотной. Лучше минимизировать общение ребёнка в момент формирования речи с людьми, имеющими явные нарушения речи, так как дети часто имитируют и повторяют то, что слышат. Ранняя диагностика улучшает прогноз тахилалии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *