Ринолалия – это искажения звуков и речи. Она появляется из-за дефектов строения речевого аппарата. Вследствие этого нарушается резонаторная функция полости носа, то есть струя идет по неправильному пути, что влияет на произношение. Патология в детском возрасте сопровождается не только заметным искажением звуков, но и отставанием в развитии, психологическими проблемами. Заболевание диагностируется у лора, челюстно-лицевого хирурга и логопеда.
Заподозрить ринолалию, как речевое нарушение, можно по следующим признакам:
- Патологии речи – невнятность, невыразительность, неверное произношение звуков;
- Первые слова малыш произносит после двухлетнего возраста;
- Голос тихий, неестественный тембр;
- При попытках произносить слова более четко меняется мимика, появляются гримасы;
- Проблемы с письменной речью, такие как дисграфия и дислексия. У малыша небольшой запас слов, грамматические расстройства;
- Коммуникативные трудности – застенчивость, замкнутость;
- Задержки в психическом развитии, умственная отсталость;
- Расстройства неврологического типа (нистагм, гиперрефлексия, птоз);
- Деформированное небо и челюсть с рождения («заячья губа»).
Причины врожденной формы
Врожденные дефекты в области лица появляются из-за различных факторов воздействия на плод при беременности. У малыша задерживается развития областей жаберного аппарата, из которых образовываются зародышевые бугры, создающие лицо, полость рта, носа. Врожденная гнусавость голоса образовывается по причинам, обусловленным генетическими факторами по линии мужчины. Также они могут появиться при беременности по следующим причинам:
- Радиация;
- Интенсивное электромагнитное излучение;
- Недостаток питательных веществ;
- Прием лекарственных средств без согласования с врачом;
- Вирусные болезни, свинка и краснуха;
- Брюшной тиф, дизентерия и малярия;
- Спиртосодержащие напитки, табак и наркотические вещества;
- Вибрация на месте работы (например, ткачество);
- Ранний или поздний возраст зачатия ребенка;
- Нестабильное психическое состояние у женщины.
Открытая ринолалия
При этой форме заболевания приобретается назальность. Самыми заметными изменениями подвергаются звуки «у», «и», так как рот более сужен при их произношении. При произношении «а» проблема не очень заметна, так как рот широко раскрывается.
Нарушение заметно и в согласных звуках. Фрикативные и шипящие становятся хрипловатыми из-за патологий в области носа. Взрывные согласные звучат нечетко, так как во рту нет нужного давления воздуха из-за неполного перекрытия носа. Попадание воздуха во рту неинтенсивно, его недостаточно для звука «р».
Чтобы выявить открытую ринолалию, есть множество диагностических способов. Проба Гутцмана считается наиболее простым вариантом. Малыш по очереди произносит звуки «а» и «и». Ему в этот момент сжимают и раскрывают ноздри. Если патология есть, разница очень заметна. Когда нос сжат, звуки заглушаются, и на пальцах чувствуется интенсивная вибрация.
При применении фонендоскопа специалист вставляет «оливы» в нос малыша и в свое ухо. Когда произносятся гласные, наблюдается сильный гул.
Ринолалия открытая разделяется на следующие формы:
- Функциональная открытая форма бывает по нескольким причинам. Привычная форма появляется после операции на аденоиды, в некоторых случаях из-за постдифтерий пареза, так как подвижное мягкое небо долгое время ограничено. На функциональном обследовании не выявляется изменения в небе. Ее главным признаком считается заметная патология при произношении гласных.
Функциональная открытая форма в основном имеет благоприятный прогноз. Происходит успешное лечение после применения фонетических упражнений.
- Органическая ринолалия. Она разделяется на приобретенную и врожденную. В первом случае патология появляется из-за перфорации неба, различных повреждений. Во втором – причина во врожденном расщеплении или укорочении неба.
Закрытая ринолалия
Носоглоточный затвор находится в закрытом состоянии из-за органического повреждения в полости носа или нарушении работы небно-глоточного смыкания. Во время произношения «н» и «м» струя воздуха сразу оказывается во рту, а не в носу, поэтому они звучат как «б», «д». Речь становится менее разборчивой.
Закрытая ринолалия бывает следующих форм:
- Передняя ринолалия. Выражена в непроходимости полости носа во время хронической формы насморка, появления опухолей, полипов, искривления носа;
- Задняя ринолалия. Появляется из-за аденоидов, иногда полипов, сращения стенки глотки с небом, хаональной атрезии;
- Функциональная закрытая форма. Нередко наблюдается в детском возрасте, при этом нечасто диагностируется. Проходимость полости носа в норме, отсутствуют патологии дыхания. Нарушения тембра происходит из-за закрытия прохода к носоглотке. Нередко причиной становятся невротические проблемы.
Помимо перечисленных видов заболевания есть смешанная форма. Она появляется, когда в случае непроходимости отверстий носа наблюдается небно-глоточный контакт в недостаточной форме. Причинами бывают разращенные аденоиды, укороченное мягкое небо или субмукозные расщелины в нем. Также нередко это наличие опухолей в носу.
Диагностика и терапия при ринолалии
Диагностические меры применяются с целью выявления формы ринолалии. Нужно посетить лора, логопеда и стоматолога. После пациента отправляют на фарингоскопию, рентгенографию, риноскопию. Выполняется проба Гутцамана. Также происходит проверка произношения звуков, чтение, письменность, грамматика и лексика.
Дома можно провести диагностику, поднеся зеркало к носу малыша. Ребенок должен сказать «о», «у», «и», «а». В том случае, когда зеркало запотело, диагностируется открытая форма, если нет – закрытая.
Лечение ринолалии должно быть комплексным. Применяется сочетание таких методов, как операционное вмешательство, физиолечение, посещение логопеда и психотерапевта.
При органической ринолалии нужна операция, чтобы исправить лицевые дефекты или удалить опухоли, полипы или аденоиды. Если ринолалия функциональной формы, большую роль играют логопеды, психотерапевты и физиолечение.
Коррекцию нельзя откладывать, важно достичь результата к достижению пятнадцатилетнего возраста. Главное – выбрать хорошего специалиста-логопеда. Его помощь заключается в следующем:
- Образование верной артикуляции;
- Работа с произношением и тембром;
- Дыхательные упражнения. Логопед учит верно располагать язык, мышцы лица, следить за направлением струи воздуха, которая образовывает звук;
- Профилактические меры против дисграфии и дислексии;
- Логопедический массаж;
- Увеличение запаса слов, разработка слухового внимания, настраивание на вслушивание в речь людей;
- Настраивание эмоциональной, коммуникативной и смысловой речевой функции.
Эффективность лечения полностью зависит от таких факторов, как уровень выраженности дефектов, сроков начала терапии, возраста ребенка, его интеллекта, слуха, развития психики. Важна четкая организация работы, дисциплина, отсутствие пропусков занятий.