ОНР — общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это объединение симптомов, при которых наблюдается нарушение всех без исключений аспектов речи. Это означает, что патологии будут проявляться в фонетической и грамматической области.

Рассмотрим подробнее, что это такое – ОНР. ОНР – это полиэтиологическая патология. На ее появление влияет множество предрасполагающих факторов, проявляющихся при внутриутробном развитии ребенка. Симптомы различаются в зависимости от уровня ОНР. Их четыре, конкретный уровень определяет врач после логопедического обследования.

Основу терапии составляют консервативные методики. Малыш занимается со специалистом в медицинском учреждении и родителями дома.

Отличительные признаки ОНР

Рассмотрим подробнее понятие ОНР в логопедии и ответим на вопрос, что это. ОНР отличается от других речевых патологий следующими признаками:

  • Нарушения в произношении звуков, проблемная экспрессивная речь, небогатый активный словарь и проблемы с пониманием правил грамматического строя;
  • Отсутствие нарушений слуха, что необходимо проверить у врача перед диагностикой;
  • Первичный интеллект без отклонений. Это означает, что отсутствует умственная отсталость и схожие патологии. Важно понимать, что если не лечить ОНР, могут появиться проблемы в психическом развитии.

Диагноз ОНР ставится исключительно после 3-4 лет. До данного периода развитие каждого ребенка происходит по-своему и определенные отклонения допустимы. Скорость формирования речи носит индивидуальный характер. После наступления трехлетнего возраста следует уделять повышенное внимание этому аспекту и при необходимости обращаться к логопеду.

onr

Общее недоразвитие речи 1 уровня

На этом уровне речь отсутствует почти полностью. Патологию может заметить каждый человек, не только квалифицированный специалист.

Симптомы ОНР 1 уровня:

  • Бедность активного словаря выражена сильно. Малыш произносит почти всегда лепетные слова, звукоподражания, первые слоги. При этом он стремится к общению. Пес – это «гав», «би-би» — автомобиль, электричка, дорога;
  • Широкое применение мимики и жестов. Наблюдается их уместность, определенный смысл. Они помогают ребенку выражать свои мысли;
  • Простые предложения, если они есть, состоят из пары лепетных слов, которые объединены по смысловому содержанию. Например, «мяу ди» — кот идет или бежит;
  • Объем пассивного словаря значительно больше активного. Ребенок осознает, что ему говорят значительно больше, чем произносит сам;
  • Слова из двух-четырех слогов уменьшаются. К примеру, «автобус», будет «абас». Это указывает на то, что фонематический слух не развит, ребенку сложно различать определенные звуки.
Общее недоразвитие речи 2 уровня

Слова произносятся, но не совсем верно. Наблюдаются непостоянные зачатки образования грамматической связи слов.

Симптомы ОНР 2 уровня:

  • Одно слово всегда произносится в неправильном виде. Яблоко постоянно звучит «лябако», вне зависимости от контекста;
  • Присутствует бедность активного словаря. Малыш не говорит слова, которые обозначают признаки предмета;
  • Отсутствует навык объединения слов по группам. Например, сковородка, кружка, вилка – это посуда;
  • Значительное отставание в звукопроизношении. Многие звуки произносятся малышом плохо;
  • Зачатки грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Наблюдается это только, когда ударение падает на окончание (стоит – стоят). Процесс нестойкий, не носит постоянный характер;
  • Простые предложения часто применяются в речи без согласования слов. К примеру, «мама питя» — мама пришла;
  • Предлоги иногда пропускаются или неверно произносятся;
  • Удается связать несколько предложений, рассказывать небольшое повествование. При этом нужна помощь взрослого (он задает сопутствующие вопросы) или рисунков. Связный рассказ очень ограничен и образован из двусложных несогласованных предложений «Гуяй гока. Ипий сеика. Идай сег». (Гулял на горке, лепил снеговика, кидал снег);
  • Неправильная слоговая структура в длинных словах. Наблюдается искажение слогов вследствие ошибок в произношении, их перестановка или просто удаление («собака – «бака»).

onr

ОНР 3 уровня

Отставание при общем недоразвитии речи 3 уровня выражается в фонематических и грамматических проблемах. Заметна активность экспрессивной речи, возможность построения развернутых фраз, использование объемного запаса слов.

Симптомы ОНР 3 уровня:

  • Общение с посторонними людьми получается только с помощью членов семьи, которые играют роль переводчиков;
  • Неустойчивость звукопроизношения, нечеткость звуков;
  • Замена сложных звуков для произношения более легкими. Обычно затруднения наблюдаются в произношении аффрикатов, свистящих, сонорных, шипящих. К примеру «с» заменяет многие звуки («сово» — «слово», «сапля» — «цапля», «сопот» — «шепот»);
  • Заметное увеличение активного словарного запаса. Но ребенок не произносит малоупотребительных слов. Обычно он разговаривает с помощью бытовых слов, которые постоянно произносятся в доме;
  • Грамматическая связь достаточно плохая, но малыш старается строить сложные предложения. «Мама писла и дала Сасе кафетку, как Саса сушася» — Мама пришла и дала Саше конфетку, ТАК как Саша слушался. То есть составление сложной конструкции уже есть, но грамматического согласования слов пока нет;
  • Составление рассказа из рассмотренных выше предложений. Пока описывается только определенная последовательность, но проблемы с составлением фраз уже отсутствуют;
  • Непостоянство ошибок грамматики. Ребенок то верно согласовывает слова, то неверно;
  • Трудности при согласовании существительных с числительными. К примеру «две собакам» — две собаки, «много птички» — много птичек;
  • Ошибки при произношении труднопроизносимых слов («гинастка» — гимнастка). Также малышу сложно придумать слова, начинающиеся на определенную букву. Это затрудняет подготовку к школе.
Общее недоразвитие речи 4 уровня

Патология выражается только в отдельных трудностях и ошибках. Они мешают детям научиться писать и читать. Поэтому на 4 уровне необходимо своевременное обращение к специалисту для коррекции.

Симптомы:

  • Звукопроизношение правильное, но наблюдается плохая артикуляция, невнятность и невыразительность речи;
  • Имеются ошибки в слоговой структуре слова, («полок», а не «потолок), перестановка звуков, замена слогов;
  • Неверное применение слов, которые обозначают признак предмета. Девочка «длинная», а не «высокая»;
  • Сложность при составлении слов с помощью суффиксов («платечко», а не «платьице»);
  • Редко наблюдаются аграмматизмы. Обычно трудности наблюдается при согласовании существительных с прилагательными («рисую краснЫМ ручкОМ») или в употреблении существительных во множественном числе («На улице видели птиЦЕВ»).

Стоит понимать, что редко встречаются все нарушения сразу при ОНР 4 уровня. Если малышу предложить выбрать их двух вариантов ответа, и он сделает верный выбор, то это говорит о наличии критичности к речи и приближении к устранению патологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *