Общее недоразвитие речи (ОНР) — это объединение симптомов, при которых наблюдается нарушение всех без исключений аспектов речи. Это означает, что патологии будут проявляться в фонетической и грамматической области.
Рассмотрим подробнее, что это такое – ОНР. ОНР – это полиэтиологическая патология. На ее появление влияет множество предрасполагающих факторов, проявляющихся при внутриутробном развитии ребенка. Симптомы различаются в зависимости от уровня ОНР. Их четыре, конкретный уровень определяет врач после логопедического обследования.
Основу терапии составляют консервативные методики. Малыш занимается со специалистом в медицинском учреждении и родителями дома.
Отличительные признаки ОНР
Рассмотрим подробнее понятие ОНР в логопедии и ответим на вопрос, что это. ОНР отличается от других речевых патологий следующими признаками:
- Нарушения в произношении звуков, проблемная экспрессивная речь, небогатый активный словарь и проблемы с пониманием правил грамматического строя;
- Отсутствие нарушений слуха, что необходимо проверить у врача перед диагностикой;
- Первичный интеллект без отклонений. Это означает, что отсутствует умственная отсталость и схожие патологии. Важно понимать, что если не лечить ОНР, могут появиться проблемы в психическом развитии.
Диагноз ОНР ставится исключительно после 3-4 лет. До данного периода развитие каждого ребенка происходит по-своему и определенные отклонения допустимы. Скорость формирования речи носит индивидуальный характер. После наступления трехлетнего возраста следует уделять повышенное внимание этому аспекту и при необходимости обращаться к логопеду.
Общее недоразвитие речи 1 уровня
На этом уровне речь отсутствует почти полностью. Патологию может заметить каждый человек, не только квалифицированный специалист.
Симптомы ОНР 1 уровня:
- Бедность активного словаря выражена сильно. Малыш произносит почти всегда лепетные слова, звукоподражания, первые слоги. При этом он стремится к общению. Пес – это «гав», «би-би» — автомобиль, электричка, дорога;
- Широкое применение мимики и жестов. Наблюдается их уместность, определенный смысл. Они помогают ребенку выражать свои мысли;
- Простые предложения, если они есть, состоят из пары лепетных слов, которые объединены по смысловому содержанию. Например, «мяу ди» — кот идет или бежит;
- Объем пассивного словаря значительно больше активного. Ребенок осознает, что ему говорят значительно больше, чем произносит сам;
- Слова из двух-четырех слогов уменьшаются. К примеру, «автобус», будет «абас». Это указывает на то, что фонематический слух не развит, ребенку сложно различать определенные звуки.
Общее недоразвитие речи 2 уровня
Слова произносятся, но не совсем верно. Наблюдаются непостоянные зачатки образования грамматической связи слов.
Симптомы ОНР 2 уровня:
- Одно слово всегда произносится в неправильном виде. Яблоко постоянно звучит «лябако», вне зависимости от контекста;
- Присутствует бедность активного словаря. Малыш не говорит слова, которые обозначают признаки предмета;
- Отсутствует навык объединения слов по группам. Например, сковородка, кружка, вилка – это посуда;
- Значительное отставание в звукопроизношении. Многие звуки произносятся малышом плохо;
- Зачатки грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Наблюдается это только, когда ударение падает на окончание (стоит – стоят). Процесс нестойкий, не носит постоянный характер;
- Простые предложения часто применяются в речи без согласования слов. К примеру, «мама питя» — мама пришла;
- Предлоги иногда пропускаются или неверно произносятся;
- Удается связать несколько предложений, рассказывать небольшое повествование. При этом нужна помощь взрослого (он задает сопутствующие вопросы) или рисунков. Связный рассказ очень ограничен и образован из двусложных несогласованных предложений «Гуяй гока. Ипий сеика. Идай сег». (Гулял на горке, лепил снеговика, кидал снег);
- Неправильная слоговая структура в длинных словах. Наблюдается искажение слогов вследствие ошибок в произношении, их перестановка или просто удаление («собака – «бака»).
ОНР 3 уровня
Отставание при общем недоразвитии речи 3 уровня выражается в фонематических и грамматических проблемах. Заметна активность экспрессивной речи, возможность построения развернутых фраз, использование объемного запаса слов.
Симптомы ОНР 3 уровня:
- Общение с посторонними людьми получается только с помощью членов семьи, которые играют роль переводчиков;
- Неустойчивость звукопроизношения, нечеткость звуков;
- Замена сложных звуков для произношения более легкими. Обычно затруднения наблюдаются в произношении аффрикатов, свистящих, сонорных, шипящих. К примеру «с» заменяет многие звуки («сово» — «слово», «сапля» — «цапля», «сопот» — «шепот»);
- Заметное увеличение активного словарного запаса. Но ребенок не произносит малоупотребительных слов. Обычно он разговаривает с помощью бытовых слов, которые постоянно произносятся в доме;
- Грамматическая связь достаточно плохая, но малыш старается строить сложные предложения. «Мама писла и дала Сасе кафетку, как Саса сушася» — Мама пришла и дала Саше конфетку, ТАК как Саша слушался. То есть составление сложной конструкции уже есть, но грамматического согласования слов пока нет;
- Составление рассказа из рассмотренных выше предложений. Пока описывается только определенная последовательность, но проблемы с составлением фраз уже отсутствуют;
- Непостоянство ошибок грамматики. Ребенок то верно согласовывает слова, то неверно;
- Трудности при согласовании существительных с числительными. К примеру «две собакам» — две собаки, «много птички» — много птичек;
- Ошибки при произношении труднопроизносимых слов («гинастка» — гимнастка). Также малышу сложно придумать слова, начинающиеся на определенную букву. Это затрудняет подготовку к школе.
Общее недоразвитие речи 4 уровня
Патология выражается только в отдельных трудностях и ошибках. Они мешают детям научиться писать и читать. Поэтому на 4 уровне необходимо своевременное обращение к специалисту для коррекции.
Симптомы:
- Звукопроизношение правильное, но наблюдается плохая артикуляция, невнятность и невыразительность речи;
- Имеются ошибки в слоговой структуре слова, («полок», а не «потолок), перестановка звуков, замена слогов;
- Неверное применение слов, которые обозначают признак предмета. Девочка «длинная», а не «высокая»;
- Сложность при составлении слов с помощью суффиксов («платечко», а не «платьице»);
- Редко наблюдаются аграмматизмы. Обычно трудности наблюдается при согласовании существительных с прилагательными («рисую краснЫМ ручкОМ») или в употреблении существительных во множественном числе («На улице видели птиЦЕВ»).
Стоит понимать, что редко встречаются все нарушения сразу при ОНР 4 уровня. Если малышу предложить выбрать их двух вариантов ответа, и он сделает верный выбор, то это говорит о наличии критичности к речи и приближении к устранению патологии.