Мелкая моторика рук – есть во что поиграть

Учёные давно выяснили: речь ребёнка зависит от состояния мелкой моторики рук. Педагог В. Сухомлинский говорил, что источник способностей маленького человека расположен на кончиках пальцев. При побуждении к действию пальцев рук соседний центр тоже начинает работать. Отсюда вывод: для развития речи малыша необходимо развивать его руки, пальчики.

Уровень 1 — новичок

Дорогие родители, вы хотите, чтобы ваше чадо не отставало в развитии? Нет? Начинайте работать и делайте упражнения ежедневно, когда ребёнку будет два месяца. Занимайтесь 2-3 минуты в спокойной обстановке. Массируйте пальчики на ручках, сопровождая массаж короткими стихами. Работа особенно необходима, если малыш имеет патологии в развитии. Разминайте пальчики и приговаривайте: Этот мальчик в лес пошёл, этот мальчик гриб нашёл, этот мальчик чистить стал, этот мальчик жарить стал. А этот мальчик всё поел, оттого и растолстел.

Каждое слово произносите внятно, меняйте темп и тембр речи, выделяйте главные слова. Обязательно, чтобы игры приносили только положительные эмоции маленькому человечку. Ваша фантазия и изобилие литературы помогут в поиске стихов. Ребёнок растёт и с радостью участвует в играх с его ручками. Увеличивается его самостоятельность в выполнении.

Можно вкладывать ребёнку в руку мячики диаметром около четырёх сантиметров, чтобы он их подержал. Малыш подрастает — даём бОльший мячик. Когда берёте ребёнка на руки, надевайте на себя бусы. Дети очень любят перебирать их. Бабушкины игры «Сорока – ворона», «Коза», «Ладушки» — хорошие помощники родителям. Игры помогают разжать ладошку ребёнка, учат работать каждый пальчик отдельно. Плюсы ещё в том, что идёт запоминание слов, движений.

Семимесячному малышу давайте бумагу. Он будет её ощупывать, рассматривать, мять, рвать. Резиновые игрушки, которые пищат при надавливании, очень нравятся детям в 9-10 месяцев. Они помогают ребёнку самому «издавать» звуки.

motorika 3

К 10-12 месяцам давайте ребёнку пирамидки. Конечно, не будет получаться всё и сразу, но главное – не результат, а процесс. Если ребёнок перемажется, когда будет кушать сам, — ничего страшного. Ребятишки любят пальчиковые краски. Мелкая моторика в действии — работа стиральной машине обеспечена. Но сколько эмоций у малыша!

Годовалый ребенок уже управляет собственными движениями. Давайте ему книжку с картинками или журнал, он будет с удовольствием листать.

Для совершенствования движений, необходимо вводить в пользование новые игрушки, действия с ними. Ребёнок познаёт форму предметов с помощью коробок с разными по форме прорезями. Пробуя, он находит подходящие отверстия и бросает в коробку фигуры. В годовалом возрасте происходит знакомство с предметами из разных материалов. Камешки возле речки, крупа на кухне, полиэтиленовая упаковка… Во время игры с такими предметами малыша нельзя оставлять одного, чтобы он не засунул предмет в нос, рот.

Уровень 2 — продвинутый

На втором году дети любят заниматься нанизыванием бусин, шнурованием, застегиванием пуговиц. В магазинах развивающих игрушек много различных тренажёров. Но вы легко сделаете некоторые сами. Из куска картона вырежьте, например, грушу. По контуру дыроколом пробейте дырки. В них малыш будет всовывать шнурки. Это упражнение отлично развивает моторику рук и имеет большое практическое значение: сейчас в школу приходит много детей, которые не умеют зашнуровать обувь. Тренирует ручки доставание предметов из ёмкости, в которую насыпана фасоль или какая-то крупа. Положительные результаты даёт рисование. Ребёнок, как заворожённый, следит за цветными линиями, которые появляются из-под кончика карандаша или фломастера. Лепка из разных материалов тоже способствует развитию подвижности пальчиков. Это может быть лепка из пластилина, солёного теста. Мамы могут позволить ребёнку самому вылепить котлетки, булочки.

С ребёнком третьего года жизни выполняются различные упражнения. Гимнастика для пальчиков способствует подаче сигнала в ту часть мозга ребёнка, которая отвечает за развитие речи. Ещё эти упражнения учат малыша концентрировать внимание, тренируют память, побуждают фантазию. Родитель или воспитатель показывает, а ребёнок повторяет. Например, игра «Гуси щиплют травку». Сначала из среднего, указательного и большого пальцев правой руки складывают клюв. Это гусь. Он щиплет травку – пальчики левой руки. Потом руки меняются. Можно проговаривать слова: Захотел покушать Гога – пощипал, поел немного. «Очки»: Дедушка очки нашёл, он пошёл смотреть футбол. С помощью большого и указательного пальчиков рук делаем два колечка и прикладываем к глазам.

Palchiki

Большую помощь родителям и воспитателям оказывают стихи детских поэтов. Например, ребёнок из среднего и указательного пальчиков делает «козу», но опускает их вниз. Это уже не «коза», а ножки. Ими он изображает, как идёт бычок по доске, качается. Можно обыгрывать и другие стихи Агнии Львовны.

Работая с детьми от трёх до пяти лет, знайте, что выполняются упражнения, разученные ранее, но срок увеличивается до десяти минут. Выполняются упражнения «Крыша»: когда пальчики одной руки «встречаются» с пальчиками другой под острым углом. Можно проговаривать: Растёт в лесу дом. Строит домик гном. Крышу сделали для дома, помогли немного гному. Внятное неспешное произношение будет способствовать формированию дикции.

Складывание мозаики, работа с конструктором развивает внимательность, творческие способности. Полезно катать карандаш, шарик по столу одной рукой, между руками. Купите ножницы с круглыми концами, наборы бумаги, картона. Учите ребёнка мастерить: поначалу отрывать кусочки салфетки, а потом заклеивать этими обрывками нарисованное яблоко, грушу. Учите вырезать по контуру, приклеивать картинки. Любят детки готовиться к праздникам: украшать комнату самоделками из бумаги.

Уровень 3 — эксперт

5-6 лет – это подготовка к школе. Ребёнку даётся ручка, происходит знакомство с тетрадкой в клетку. Мама или папа в тетрадке ставят точки, а маленький ученик тренируется их соединять. Так рисуется квадрат, треугольник. Затем ребёнок учится выполнять эту работу без точек. Задание усложняется: нарисовать квадрат, не отрывая руки от тетради. Будущий первоклассник выполняет задания под диктовку: пропусти клетку, нарисуй квадрат, отступи две клетки, нарисуй треугольник. Это уже «продвинутый» уровень мелкой моторики. Если ребёнок справляется, то в школе ему будет легче, требования учителя ему будут понятны.

motorika 2

Не забывайте о возрасте ребёнка. Игры для рук здесь нужны, чтобы снять напряжение от письма. Можно делать сжимания, разжимания одновременно всех пальчиков. Также использовать игру «Гуси щиплют травку». Можно проводить игру «Замок»: на двери висит замок, отворить его ты б смог? (сцепить пальчики, ладони прижать друг к дружке). Потянули, покрутили, (тянут руки в стороны, крутят ладонями). Хлопнули и отворили (хлопают ладошкой о ладошку и разводят руки в стороны).

Упражнений очень много. Ваша внимательность подскажет, какие игры, задания больше нравятся, подходят вашему малышу для развития мелкой моторики. Не расстраивайтесь, если ваш ребёнок уже старше, а вы не проводили с ним описанные виды работ. Начинайте заниматься. Всё в руках родителей и, конечно, в руках ребёнка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *