Артикуляционная гимнастика — определенный артистизм

Речь является процессом, в котором участвуют множество органов. Артикуляционная гимнастика для детей позволяет задействовать мышцы данных органов, а результатом становится верное произношение звуков и ускорение речевого развития. Комплексов достаточно много, среди них можно найти упражнения для общего речевого развития и улучшения дикции.

Если малыш сильно отстает в развитии разговорных навыков, стоит посетить невролога, так как патология может быть связана с серьезными болезнями. Есть комплексы, которые разработаны для формирования активной речи. В случае, когда ребенок здоров, с ним можно работать в домашних условиях. При этом посещением логопеда пренебрегать не нужно в любом случае.

С помощью упражнений тренируются необходимые мышцы, которые влияют на речь ребенка. Происходит развитие ловкости и подвижности артикуляционного аппарата, а именно губ, языка, уздечки, щек.

Общие советы для занятий

Артикуляционная гимнастика и связанные с ней упражнения для малышей должны быть интересными и запоминающимися. Детям всегда сложно усидеть на одном месте, но если происходит подача в игровой форме, они сами будут хотеть заниматься. Словесные описания стоит дополнять визуальными образами, находить красивые картинки для упражнений.

Следует помнить, что малыш не видит свой язык, поэтому он не всегда понимает, что именно хотят от него родители. Чтобы устранить проблему следует применять зеркало. Тогда малышу будет ясно требуемое расположение языка и губ. Если у него не удается, следует вмешаться, направив язык шпателем, ложкой или подобным вычищенным и продолговатым предметом без острых углов.

Начинать процесс следует с нескольких упражнений, другие вводить постепенно, по одному упражнению за раз. Если малыш не полностью справляется с привычными занятиями, не стоит пытаться их разнообразить добавлением новых. Он должен полностью освоиться, почувствовать уверенность.

артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — комплексы упражнений

Артикулярные упражнения разделяются на два вида:

  • Статические — при их выполнении язык остается в заданном положении
  • Динамические — принимают участие все органы речевого аппарата

При проделывании статических упражнений язык должен зафиксироваться в определенной позе от 7 до 10 минут:

  • Лопата. Рот раскрыт, язык в ненапряженном состоянии укладывается на нижнюю губу;
  • Грибок. Присосать язык к небу, постараться максимально раскрыть рот;
  • Хоботок. Вытянуть губы в сжатом состоянии вперед в форме трубочки, подождать несколько секунд;
  • Птенцы. Раскрыть рот, язык в ненапряженном состоянии лежит в полости рта;
  • Иголка. Рот раскрыть, вытянуть вперед узкий язык в напряженном состоянии;
  • Горка. Раскрыть рот, конец языка плотно соприкасается с нижними резцами, а его спинка поднимается наверх.

Динамические упражнения проводятся под счет, перемена положения речевых органов ритмична:

  • Часики. Приоткрыть рот, растянуть его в улыбке. Язык сузить, его концом потянуться к углам рта:
  • Качели. Рот в раскрытом состоянии, язык следует подтягивать по очереди к носу и подбородку;
  • Найти конфету. Сомкнуть губы, язык сильно соприкасается со щеками по очереди;
  • Лошадка. Прижать язык к небу, сильно цокнуть;
  • Змейка. Раскрыть широко рот, максимально выдвинуть узкий язык вперед, после втянуть глубоко в ротовую полость.

Упражнения довольно просты в исполнении, поэтому их легко делать в домашних условиях даже без наблюдения специалиста.

Возраст и упражнения

Грудные дети заниматься гимнастикой не должны, но ребенок в возрасте 8 месяцев может показать язык, надуть щеки, проговорить легкие звуковые сочетания. К примеру, при водных процедурах и переодевании можно фыркать с ребенком.

 

2 года

Заниматься полноценно нужно с двухлетнего возраста. Не стоит пытаться ставить сонорные, шипящие, свистящие, ведь это проблемные звуки. Важно максимально развить слуховое внимание, познакомить малыша с высотой и интенсивностью голоса, проследить за правильностью вдоха ртом, научиться говорить сочетания, которые подражают звукам (гав-гав, бум-бум).

  • Шарик. Надуть щеки, после сдуть. Если ребенок не справляется, легко нажать на них. Потом можно надувать их по очереди;
  • Угадай-ка. Положить на стол стакан воды холодной и горячей температуры и маленькую ложку. Когда малыш прикроет глазки, прикоснуться ложкой до языка и губ. Он должен озвучить, в каком стакане был прибор;
  • Домик. Ребенок открывает рот, высовывает язык, после закрывает и прячет в «домик»;
  • Ворота. Подержать рот в максимально открытом состоянии на протяжении нескольких секунд.

артикуляционная гимнастика 2

3-4 года

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет — это, в первую очередь, знакомство с речевыми органами. Ребенок понимает, что улыбка происходит с помощью губ, также их можно вытянуть трубочкой. С помощью челюсти рот открывается и закрывается. Языком можно шевелить в разные стороны, вверх и вниз, совершать кругообразные движения.

  • Улыбка. Растянуть рот в улыбке, чтобы были видны зубы. Оставаться в этой позе под счет;
  • Вкусное варенье. Ребенок представляет, что у него на губах лакомство, которое он должен слизать по очереди с каждой губы.

Также малыш может сделать следующие упражнения:

  • «Часики»
  • «Лошадка»
  • «Лопатка»
  • «Качели»

Чтобы преподать упражнения в игровой форме, можно показать детям красочные изображения, где показано, какое положение принимать. Также на просторах интернета несложно найти стихи по тематике артикулярной гимнастики.

4-5 лет

В 4-5 лет малыш закрепляет пройденную и изучает новую информацию, а именно что такое:

  • Верхняя губа, нижняя губа, язык
  • Узкий и широкий язык
  • Бугры за зубами

Требования к упражнениям растут, ритм занятий ускоряется. Распространенные примеры:

  • Иголка. Рот открыт, язык выдвигается вперед по максимуму, становясь уже;
  • Парус. Конец языка соприкасается с бугром за нижним рядом зубов. Позиция фиксируется;
  • Чистка зубов. Улыбнуться, концом языка совершать движения, имитирующие процесс утренней процедуры внутри, двигаясь в разные стороны. При этом действует только язык, все остальное находится в неподвижном положении.
5-7 лет

В 5-7 лет дети понимают, где располагается спинка языка. С предыдущими упражнениями малыш уже справляется без труда, проделывая их автоматически. Ему не сложно менять расположения органов сразу.

В этот период уже видно, какие дефекты в речи нуждаются в корректировке. Упражнения подбирает логопед, основываясь на конкретном случае и индивидуальных особенностях ребенка. Развитие фонематического слуха тоже нуждается в особом внимании, потому что скоро он пойдет в первый класс а для того чтобы научиться писать, нужно понимать буквы на слух.

  • Хлопок в ладошки. Оговаривается определенный звук. После родитель произносит его, а малыш хлопает или совершает другое действие (прыжок, поднятие руки), когда его слышит. Для усложнения можно называть не звук, а слова, где он находится;
  • Замена звука. Родитель говорит слово, а ребенок производит замену одного звука. К примеру, он должен поменять первый звук на «л». Взрослый говорит «рис», а малыш отвечает «лис».

Чтобы увеличить желания малыша делать упражнения, можно применить любимые сладости, такие как леденцы и сладкие палочки:

  • Всосать мармелад в форме змейки губами, вытянутыми в трубку
  • Верхней губой держать сладкую палку под носом, представляя, что это усики
  • Положить палку на язычок, постараться не дать ей упасть
  • Открыть рот, положить конфету на язык, сделав углубление в форме чашки
  • Облизывать леденец на палочке кругообразными движениями и со всех сторон
Напоследок

Если у малыша плохо развит речевой аппарат, он не сразу будет показывать высокие результаты. Упражнения для него не являются легкими, поэтому члены семьи не должны сдаваться. При этом важно не демонстрировать отрицательных эмоций. Артикуляционная гимнастика требует терпения.

Поддержка и забота взрослых в такой ситуации очень важна для детей. Родители должны радоваться даже небольшим успехам малыша, спокойно реагировать на неудачи, проявлять терпение и лояльность. В этом случае ребенок вознаградит их правильной дикцией.

Артикуляционная гимнастика — определенный артистизм: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *