Развитие фонематического слуха

Фонематический слух позволяет отличать звуки. Из-за патологий в его развитии дети могут неверно воспринимать речь. Они путаются в схожих по звучанию словах, что влияет на понимание их смысла. После сложности переходят в чтение, обучению письменности и произношению отдельных звуков. Рассмотрим, как развить фонематический слух.

Нормы развития фонематического слуха

У малыша фонематический слух развивается  при взаимодействии с его семьей и близкими родственниками. Поэтому специалисты рекомендуют с самого рождения говорить с малышом, читать ему сказки и стихи, петь песни и колыбельные.

fфонематический слух

Сенситивный период – возраст от полугода до двух лет. При этом совершенствование происходит до достижения семилетнего возраста. К этому периоду речь малыша становится максимально близка с речью взрослого человека.

В нормальном состоянии у ребенка возраста трех недель наблюдается реакция на резкие звуки. Двухмесячный малыш реагирует даже на тихие голоса. В 3 месяца он поворачивается туда, откуда услышал звук. У него наблюдается реакция в виде улыбки, оживленности. Взрослые замечают, что малыш получает удовольствие от музыки. В возрасте 4 месяца ребенок старается копировать звуки, что выражается в его лепете. К шести месяцам он реагирует, когда произносят его имя. К году он различает наиболее распространенные в доме слова.

Развитие фонетического слуха активно начинается на втором году жизни малыша. Его речь еще совсем не совершенная, зато он различает фонемы языка. К концу этого года он может выявить неверно произнесенный звук в слове человека младшего или старшего возраста.

К трем годам ребенок отличает похожие фонемы и слова. Он отставляет структуру слова по слогам, но может не произносить все звуки правильно. К примеру, малыш может сказать «титина» вместо «картина». В этот период следует обратить внимание на то, чтобы ребенок слышал свои слова и вовремя исправлялся.

К пятилетнему возрасту малыш пытается выявлять последовательность и число звуков в слове, собирает слова из звуков. Это необходимо ему для того, чтобы научиться читать и писать. Малыши в этот период начинают интересоваться буквами, словами, звуками. Есть дети, которые сами проявляют инициативу, чтобы выучиться чтению или письму. В этом возрасте ребенок отличает тем речи, ее громкость.

Как выявить патологию?

Родители должны обратиться к специалисту, в случае если:

  • Малыш к полугоду не лепечет;
  • Ребенок к возрасту шести месяцев не реагирует на имя, к одному году – на часто произносимые слова;
  • К четырем или пяти годам малыш постоянно произносит звук неправильно или не отличает слова, схожие по произношению;
  • У ребенка заметно отставание в речевом развитии в сравнении со сверстниками.

Чтобы проверить готовность малыша к школе, специалисты произносят скороговорку в стандартном темпе. Ребенок должен ее повторить. Если у него не получается – он меняет местами буквы в словах или слоги, необходимо помогать развитию фонематического слуха.

При выявлении признаков патологии необходимо обратиться к специалисту, чтобы он подтвердил диагноз. Развивать фонематический слух можно в домашних условиях, но в сложных случаях нужно проходить консультации у логопеда.

Упражнения на развитие слухового внимания

Предложенные игры помогут закрепить навык различать звуки, развить слуховое внимание:

  1. «Ушки-слушки». Специалист показывает ложки из дерева, металла, рюмки из хрусталя. Ребенок говорит, как они называются. Логопед предлагает послушать, какие они издают звуки. Он заходит за штору и стучит по ним. Малыш должен предположить, какой звучит предмет.
  2. «Кто мяукает? ». Для этого упражнения необходима запись со звуками, которые издают питомцы. Малыш должен определить животное по голосу. Также можно провести игру с пением птиц.
  3. «Кто у светофора? ». Игра поможет малышу узнавать транспортные средства. Для нее нужно с запись уличного шума. Малыш должен определить транспорт – грузовая машина, тележка, мотоцикл.
  4. «Где звон? ». Упражнение может ориентироваться с завязанными глазами. Глаза малыша должны быть прикрыты. Специалист, стараясь не издавать посторонних звуков, должен ходить по комнате и звенеть колокольчиком. Малыш в это время указывает, откуда раздается звон.
  5. «Тихо – громко говори». Упражнение помогает развить голосовой аппарат, произносить слова в различном темпе, понижать или повышать голос. Малыш учит наизусть чистоговорку, в зависимости от того, какой звук ему надо проработать. Он должен прошептать ее, потом тихо озвучить, после выкрикнуть.
Упражнения на развитие фонематического слуха

Самые распространенные упражнения и игры, необходимые для развития фонематического слуха у детей:

  1. «Назови одинаковый звук». Благодаря этому упражнению ребенок научится слышать слова с одним звуком. Логопед называет несколько слов. Например, «мышь», «лимон», «комок». Ребенок должен назвать звук «м», имеющийся в перечисленных словах.
  2. «Назови первый звук». Упражнение поможет малышу научиться определять место звука. Специалист демонстрирует игрушечного котенка и просит назвать начальный звук этого слова. После он проделывает то же самое с другими зверями. Малыш должен произносить слог максимально четко. Можно по аналогии поиграть с последним звуком слова.
  3. «Хлопни, когда правильно». Для упражнения нужны карты с рисунками. Специалист показывает рисунок, называет, что на нем изображено с заменой первой буквы (лобака, мобака, добака). Когда он назовет изображение верно (собака) малыш должен хлопнуть в ладоши.

С малышом можно развиваться, играя в домашних условиях. Делать это нужно с регулярностью, промежуток не должен превышать двух дней. Игры проводятся быстро, но эффект обнаруживается уже в течение короткого времени. Произношение ребенка станет лучше, он будет правильно произносить слоги и увеличит свой словарный запас. Играть можно во время прогулки, поездки и даже в очереди. Это отвлечет малыша и позволит развить его фонематический слух.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *